Георгиевская церковь в Старой Ладоге

Георгиевская церковь в Старой Ладоге Георгиевская церковь в Старой Ладоге - белокаменный храм второй половины XII века, расположенный на территории Староладожской крепости. Один из древнейших сохранившихся храмов России. Наряду с собором Староладожского Успенского монастыря, это самый северный русский каменный храм домонгольского периода. В храме сохранились фрагменты уникальных фресок XII века. Она имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Согласно некоторым летописям Старая Ладога была первой резиденцией Рюрика до его переезда в Новгород. Она стояла на важнейшем в то время торговом пути из варяг в греки, проходившем по реке Волхов. Строительство каменной крепости в Старой Ладоге началось в х годах. Во второй половине XII века было построено семь или восемь каменных церквей, из которых до наших дней сохранились только две, кроме церкви Георгия; это Успенский собор Староладожского Успенского монастыря.

Точная дата строительства Георгиевской церкви неизвестна, но детали архитектуры и росписи позволяют предположить, что это было, скорее всего, между и годами. Согласно легенде, церковь была построена в честь святого Георгия в память о поражении шведов в битве на реке Воронеж.

Впервые церковь упоминается в письменных источниках только в году. В XVI веке церковь была перестроена, но интерьер остался неизменным. К концу XVII века интерьер церкви остро нуждался в реставрации, которая и была проведена в - годах. В ходе работ были сделаны новые окна, а настенные фрески уничтожены. Дальнейшие реставрации проводились в , -, -, -, и в -х годах. Архитектура храма типична для Новгородской республики.

Это четырехглавая однокупольная трехапсидная церковь. Это объясняется тем, что храм был построен внутри крепости с ограниченным пространством. Фрески были написаны в том же году, в котором храм был освящен. Они являются одним из немногих примеров русских фресок XII века. В году некоторые фрески были обновлены, но большинство из них было утрачено в XVII веке. Некоторые были сняты со стен и оставлены под новым полом.

Они были обнаружены в XX веке и восстановлены. В году некоторые древние фрески были обнаружены под слоем краски на стенах. Общая картина оригинальных росписей не может быть восстановлена, но ясно, что на северной и южной стенах было по пять рядов изображений.

Фрески не реконструированы.

Ничего из фресок на западной и восточной стенах не сохранилось. Фрески на внутренней части купола сохранились почти без повреждений. На них изображено вознесение Христа в присутствии апостолов и пророков. Все фрески выполнены в одном стиле. Скорее всего, они были созданы группой художников под руководством двух главных.

В композиции преобладают синий, красный и желтый цвета. Есть также некоторые цветовые вариации, включающие белый цвет. Это несколько нетипично для русских фресок того времени и может указывать на то, что среди художников были греки, которые привнесли элементы византийской живописи. В то же время русские сопроводительные надписи на фресках, сделанные, по авторитетному мнению Т.

Русской.

Рождественская, новгородцами, а также уникальная в мире программа фресок, а возможно и ее стиль, являются реальным свидетельством работы русских художников-монументалистов в той же артели, а также ориентации византийских художников на местные вкусы и традиции.

Самая уникальная в мире фресковая роспись, а возможно и ее стиль, являются реальным свидетельством работы русских художников-монументалистов в той же артели, а также ориентации византийских художников на местные вкусы и традиции.

Самой необычной и уникальной является фреска в алтаре, вопреки канонам изображающая Святого Георгия, укрощающего змея. Фигура святого Георгия на коне помещена художником в центре, то есть в наиболее выпрямленной части стены, где она не подвержена перспективным искажениям и где ее легче всего развернуть горизонтально на плоскости.

Сбоку, где стена гораздо более изогнута, он помещает здание вертикальной формы, которое перспектива не может особенно повредить, и к этому зданию он направляет энергично восходящую линию холма.

Эта линия играет важную композиционную роль, объединяя центральное звено композиции с ее боковым звеном и помогая воспринимать их, несмотря на изогнутость стены, как единое оптическое целое. Несомненно, аналогичная линия, но направленная по диагонали влево, очерчивала неухоженный холм с северной стороны малой ризницы диаконии.

За диакониумом должно было возвышаться примерно такое же здание, как и то, что изображено справа. И здесь художник помнил о ракурсе, возникшем в результате того, что зритель видит изображение с северной стороны диаконника в резком перспективном сокращении. Строго учитывая расположение фрески, художник добивался целостности впечатления, что было бы неосуществимо, если бы он не учитывал законы монументальной живописи. <Ориентируя фреску на плоскость стены, авторы фрески делают линию главным средством художественной выразительности. Линия играет ведущую роль везде: во внутреннем членении формы, в силуэтных набросках, в трактовке лиц и в орнаментации. Одежда делится на мелкие, идеально ровные складки, которые то ложатся прямыми линиями, то образуют острые углы, то напоминают зигзаги, то скручиваются в узлы, то перекидываются по диагонали, то извиваются в плавные параболы.

В его работе над одеждой чувствуется страсть к орнаментальной игре линий повсюду. Они нарисованы уверенной рукой выдающегося рисовальщика, который может одновременно выявить структуру и мотив драпировки, а также орнаментальный и декоративный характер складок, выполненных с поистине каллиграфическим изяществом. Такое же виртуозное владение линией проявляется и в набросках фигур. <Особенно выразителен силуэт коня, на котором едет Джордж. Только мастер, ценивший красоту скупой и в то же время упругой линии, мог добиться такого простого и лаконичного художественного эффекта. Царевна ведет змея на поводке, как на поводке, а со стены царь одобрительно наблюдает за происходящим.

Царевна ведет змея на поводке, как на поводке.

Эта необычная интерпретация отсылает нас к русскому духовному стиху о Егории Храбром, в котором освобожденная царевна помогает святому Георгию укротить змея, обвязав его шею своим шелковым поясом.

Змей - не только символ зла, но одновременно символ плотского начала человека и символ животных - не побежден, а укрощен, зло в соответствии с принятым русским православным учением Сократа понимается как незнание добра и, хотя добро для большей убедительности - с помощью вооруженной силы покровителя скота Егория Храброго, но зло искореняется не уничтожением носителей зла и не бессмысленным умерщвлением плоти, а просветлением и преображением, не убийством, а только вооруженной силой для защиты добра и демонстрации змею последствий непослушания добру, доброму князю, доброму царю на стене.

Не случайно народные легенды приписывают Егорию Храброму "утверждение на Руси православной веры и искоренение веры басурманской". Святой Георгий, который в византийской традиции изображался либо как мученик, либо как воин-победитель, готовый к военным подвигам и покровитель воинства, предстает здесь в совершенно ином свете.

За геральдической торжественной сценой стоит новый смысл: отдельные носители зла, образом которого является змей, могут быть уничтожены, как в других культурах образ святого Георгия Победоносца, но само зло не может быть действительно побеждено только силой и воинской доблестью. Зло может быть побеждено только ими вместе со смирением и верой. Именно эти вечные идеалы христианства изображают все участники фрески: ангельский Георгий, бесстрастный лик которого олицетворяет непоколебимую веру; другие персонажи, чья вера только что родилась, пробужденная явленным чудом; змей, который становится образом умиротворенного греха; и даже конь, чей хвост, завязанный узлом, также является символом смирения.

Эта и многие другие величественные фрески в церкви Георгия в Старой Ладоге, посвященные описанию княжеских и воинских добродетелей, свидетельствуют о том, что, скорее всего, заказчиком был не глава Новгородской республики - владыка, а один из князей, в крайнем случае, посадник.

Изображение святого Георгия, поражающего дракона, никогда ни на Руси, ни в Византии не помещалось в алтаре, не говоря уже об исключительной уникальности вооруженного Георгия, оставляющего змея в живых. Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге Контактная информация История храма Вот уже более восьми веков смотрит в небо купол Георгиевского собора, самого изящного белокаменного храма, построенного, по преданию, в честь победы русских над шведами и освященного во имя великомученика Георгия Победоносца. <История не сохранила точной даты возведения этой уникальной христианской святыни, но, согласно преданиям, храм Святого Георгия был построен в годы - когда в Новгороде княжил Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха. Согласно древней традиции, русские приурочивали возведение храмов к важным военным событиям, одним из которых в начале XII века стала триумфальная победа жителей Ладоги и Новгорода над шведами, осаждавшими крепость Старая Ладога.

Сведения об этом славном эпизоде доблестного военного прошлого, прекрасно описанном древними историографами в первой Новгородской летописи, дошли до наших дней. В том году новгородская дружина под командованием князя Святослава Ростиславовича и посадника Захария вместе с защитниками Староладожской крепости разгромила у ее стен мощный шведский флот. С тех пор легендарное поле битвы, возле которого ладожане построили церковь Святого Георгия, стало называться Победище.

Построена Георгиевская церковь, по преданиям, на месте древнего языческого святилища и украшена искусно выполненными фресками, ставшими сегодня одним из сохранившихся образцов древнерусской школы живописи. Наряду с Софийским собором в Киеве, Спасо-Преображенской церковью в Полоцке, Успенской церковью в селе Волотово Новгородской области, церковь Святого Георгия стала одной из самых известных православных святынь России. При возведении компактной небольшой церкви, площадь которой составляет всего 72 квадратных метра, а высота - 15 метров, каменщики использовали известняковые плиты, чередуя их с тонкими обожженными кирпичами цоколя и скрепляя ряды кладки раствором из гашеной извести и кирпичной крошки.

Фасад церкви был покрыт тем же раствором, а внутренняя структура стен поддерживалась деревянным каркасом. Благодаря искусству древних зодчих храм Георгия Победоносца, простой в архитектурном исполнении, обладал солидностью и мощью, которые подчеркивались шестиугольной формой сооружения, массивностью в основании, тремя полукруглыми выступами, карнизными арками, украшенными фигурными кирпичными пиками, щелевидными окнами - по четыре с южной и северной сторон - и шлемовидным куполом со световым барабаном и восемью окнами. <Второй ярус храма занимал хор, на который вела узкая каменная лестница, проложенная в стене. По ней поднимались представители княжеского рода для участия в богослужениях. По преданию, в год перед битвой со шведами князь Александр Ярославич, прозванный впоследствии Невским, молился в Георгиевской церкви о победе над врагом. Со временем хоры стали не нужны, вместо них два угловых придела верхнего яруса соединили деревянным настилом.

Судьба Георгиевской церкви неразрывно связана с историей крепости, в стенах которой она была возведена. Шведы предпринимали неоднократные попытки захватить северный форпост, и в году им это удалось. Тогда они полностью разрушили цитадель, пострадала и Георгиевская церковь. Но через пять лет вновь были возведены высокие неприступные стены, оградившие кольцом Ладогу и Георгиевскую церковь. Строительство каменных зданий на Руси постепенно вытесняло деревянное зодчество.

Это было связано не только с лучшей оборонной функцией зданий из камня, но и с частыми пожарами, которые полностью уничтожали деревянные постройки. В начале XV века один из таких пожаров сильно повредил Георгиевскую церковь, а уже через год, благодаря усилиям архиепископа Новгородского Евфимия II, озабоченного восстановлением православных святынь, церковь была не только заново оштукатурена и обновлен ее интерьер, но и стала главным храмом основанного им Георгиевского монастыря.

У монастыря было и другое название - Ладожский застенный монастырь, из-за его выгодного расположения под надежной защитой стен Староладожской крепости. Сохранились письменные свидетельства о строительстве деревянной церкви во имя святого Димитрия Солунского к юго-западу от Георгиевской церкви.

В летние месяцы службы проводились в Георгиевской церкви, в зимнее время - в более теплой Дмитриевской церкви. К тому году Георгиевскому монастырю принадлежало всего два крестьянских двора, а в начале XVIII века он прекратил свое существование. Последнее письменное упоминание о монастыре датируется - годами, хотя уже тогда в нем не было монахов, а в году Георгиевская церковь стала обычной приходской церковью.

За века своего существования церковь Святого Георгия неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, что к началу 20 века почти полностью исказило ее первоначальный вид и внутреннее убранство.

Церковь Святого Георгия неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, что к началу 20 века почти полностью исказило ее первоначальный вид и внутреннее убранство.

Сооружение церкви Святого Георгия было перестроено и перестроено, что к началу 20 века почти полностью исказило ее первоначальный вид и внутреннее убранство.

Большая часть древних фресок была сбита со стен, и они оказались под вновь уложенным полом. Другая часть фресок была скрыта за слоями штукатурки. Только роспись барабанов осталась нетронутой благодаря хорошо сохранившемуся слою краски. К западному фасаду церкви была пристроена небольшая колокольня, а купол барабана был заменен на конусообразный. В годы после реконструкции церковь была капитально отремонтирована: заложены четыре окна, расширены оконные проемы в северной и южной стенах.
В связи с подъемом грунта вокруг церкви пол был поднят на один метр, что вызвало необходимость поднять порталы. Стены укрепили дубовыми конструкциями, заложив их в толщу стены, а для большей прочности к западной стене храма пристроили притвор с двумя приделами, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского. Читать далее: С родительской субботой В конце XIX века русский архитектор-реставратор Владимир Суслов, изучавший Русский Север и древнюю архитектуру в многочисленных экспедициях, предложил комплексную исследовательскую реставрацию Георгиевской церкви.

Навигация

thoughts on “Георгиевская церковь в Старой Ладоге

  • 30.08.2021 at 23:36
    Permalink

    Спасибочки, что просветили, и, главное, как раз вовремя. Подумать только, пять лет уже в инете, но про это первый раз слышу.

    Reply
  • 31.08.2021 at 12:23
    Permalink

    Прошу прощения, что вмешался... У меня похожая ситуация. Давайте обсудим.

    Reply
  • 07.09.2021 at 15:41
    Permalink

    Огромное вам человеческое спасибо, очень актуальная заметка.

    Reply
  • 08.09.2021 at 15:48
    Permalink

    В этом вся прелесть!

    Reply

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *